Индекс жесткости=26

Использованные законы: 

  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите конкуренции"

  • "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014);

  • "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

Методика расчета изложена здесь. Расчеты проверил старший консультант российской юридической фирмы "АЛРУД" Герман Захаров. 



Категория

Подкатегория

Баллы

Комментарий

Охват

Экстратерриториальность

1

Ст. 3(2) Закона о защите конкуренции (ЗЗК) предусматривает, что его положения могут применяться к соглашениям, заключенным за пределами РФ российскими или иностранными лицами, если они оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

Санкции

Штрафы

1

Ст. 14.9, 14.31 – 14.33, 14.42, 19.5. Кодекса об административных правонарушениях предусматривают штрафы за различные нарушения антимонопольного законодательства.

Лишение свободы

1

Ст. 178 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность, в том числе в форме лишения свободы, за недопущение, устранение или ограничение конкуренции в определенных условиях. 

Принудительное разделение

1Ст. 38 ЗЗК уполномочивает суды принудительно разделять коммерческие организации, систематически злоупотребляющие доминирующим положением, а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход.

Частное правоприменение

Инициатива третьей стороны

1

В соответствии со ст. 39(2)(2) ЗЗК, заявление физического или юридического лица является одним из оснований инициирования антимонопольного расследования ФАС.

Возмещения в пользу третьих лиц

1Согласно ст. 37 ЗЗК третьи лица, понесшие убытки в связи с нарушениями ЗЗК могут потребовать восстановления нарушенных прав, а также возмещения убытков виновной стороной в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

Права третьих лиц при судебном разбирательстве

1

Ст. 42 ЗЗК включает заявителей в число участников антимонопольного разбирательства ФАС. В соответствии со ст. 43 ЗЗК они имеют право, среди прочего, знакомиться с документами по делу, делать выписки из них, предоставлять и испрашивать доказательства и давать свидетельские показания.

В соответствии с процессуальным законодательством, у них есть похожие права и в судебном разбирательстве, если суд решит, что их права могут быть затронуты судебным решением.  

Уведомление о слиянии

Добровольное

0

Принудительное

3

Уведомление ФАС о соответствующих сделках является обязательным, в случае, если при слиянии коммерческих организаций, суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд рублей или суммарная выручка этих компаний за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд рублей.

Предварительное

2

Ст. 27-29 ЗЗК перечисляют сделки, требующие предварительного согласия ФАС.

По факту слияния

0

Оценка слияния

Доминирование

1

Согласно ст. 33 ЗЗК, одним из оснований отказа в одобрении сделки является, возникновение в результате у создаваемой компании доминирующего положения на рынке.

Ограничение конкуренции

1В соответствии со ст. 33(1)(2) ЗЗК, соответствующие сделки не должны приводить к ограничению конкуренции.

Общественные интересы (аргументы в пользу защиты)

1

В соответствие со ст.13 (1) (2) ЗЗК, сделки могут быть признаны обоснованными, если они приводят к: получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Общественные интересы (аргументы в пользу антимонопольного органа)

1

Приобретение акций определенных компаний, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности иностранными лицами подлежит предварительному одобрению ФАС  в соответствии с ФЗ «об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение для национальной обороны и безопасности». 

Прочие

0

Защита экономической эффективности

1

В соответствие со ст.13 (1) (2) ЗЗК, сделки могут быть признаны обоснованными, если они приводят к совершенствованию производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке.

Доминирование

Препятствие доступу на рынок

1

Ст. 10(1)(4) ЗЗК запрещает компании, занимающей доминирующее положение, экономически и технологически необоснованно сокращать предложение в случаях, когда на товар существует спрос и его можно произвести прибыльно. 

Акты злоупотреблений

1

Ст. 10 ЗЗК запрещает ряд действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением.

Монопольные цены

1

Ст. 10(1)(1) ЗЗК запрещает занимающим доминирующее положение фирмам устанавливать и поддерживать монопольно высокие или низкие цены.

Ценовая дискриминация

1

Ст. 10(1)(6) ЗЗК запрещает доминирующим фирмам экономически или технологически необоснованно устанавливать различные цены на один и тот же товар.

 

Хищническое ценообразование 

0

Ст. 10 (1)(1) ЗЗК запрещает занимающим доминирующее положение фирмам устанавливать и поддерживать монопольно низкие цены, но не требует дополнительного признака устранения конкурентов.
Поддержание цены перепродажи

0
Входные препятствия\устранение конкурентов

1

Ст. 10(1)(9) ЗЗК запрещает доминирующим фирмам создавать препятствия к доступу на рынок со стороны других субъектов.

Защита экономической эффективности

1

Ст. 13(1) ЗЗК предусматривает, что некоторые практики из запрещенных ст. 10 ЗЗК могут быть признаны обоснованными, если они приводят к:

1) совершенствованию производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

 

Однако ссылка на повышение эффективности не распространяется на большинство практик, запрещенных ст. 10 ЗЗК. Исключениями является установление и поддержание монопольно высоких или низких цен на товар, являющийся результатом инновационной деятельности, необоснованное сокращение предложения, создание дискриминационных условий и создание препятствий к доступу на рынок, а также манипулирование ценами на рынке электрической мощности.

Ограничительные деловые практики

Поддержание цен

1

Ст. 11(1)(1) и 11.1(1)(1) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к установлению цен, скидок или надбавок.

Продажа в нагрузку и навязывание условий

1

Ст. 11(4)(1) и 11.1(3)(1) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к навязыванию контрагенту определенных условий, которые невыгодны для него, включая навязывание приобретения товаров, в которых контрагент не заинтересован.

Раздел рынков

1

Ст. 11(1)(3) и 11.1(1)(3) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к разделу рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов/покупателей.

Сокращение производства

1

Ст. 11(1)(4) и 11.1(1)(4) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению или прекращению производства товара.

Прекращение конкуренции

0

.

Препятствия к выходу на рынок\устранение конкурентов

1

Ст. 11(4)(3) и 11.1(3)(3) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к созданию препятствий для доступа на рынок или выходу с него.

Сговор при участии в конкурсах\мошенничество при торгах

1

Ст. 11(1)(2) и 11.1(1)(2) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Отказ от поставок

1

Ст. 11(1)(5) и 11.1(1)(5) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к отказу заключать договоры с определенными продавцами или покупателями.

Защита экономической эффективности

1

Ст. 13(1) ЗЗК предусматривает, что некоторые ограничительные практики могут быть признаны обоснованными, если они приводят к:

1) совершенствованию производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Однако данная ссылка на повышение эффективности применима только в отношении ограничительных практик, не упомянутых напрямую в ст. 11(2-4) и 11.1 


Если вы нашли ошибку в этой таблице, пожалуйста, сообщите об этом по адресу vadim.v.novikov@gmail.com